Перейти к разделу События

Архив 01.04

06.01.04
вторник
Катя Медведева и Александр Шульгин в малом зале "Гнезда глухаря".

Bujhm сообщает:
Однажды в жизни мне довелось попробовать вино "Чёрный доктор". Не заводское, потому как виноградники этого сорта были вырублены ещё Горбачёвым, а домашнее. Настоящее. И я хорошо помню своё изумление от того, насколько аромат вина может быть больше, чем само вино.
Что-то похожее, на мой взгляд, довелось ощутить мне и на этом концерте. Голос Медведевой - больше, чем сама Катя. Намного. С одной стороны это безусловный дар, талант и чудо. А с другой стороны - неизбежная беловоронность, хотя бы в отношении попыток работы в дуэтном составе. Мне трудно вообще представить голос, который бы подходил Медведевой в дуэте. Разве что когда-то у Биличенко иногда получалось сравняться по мощи и глубине.
Саша Шульгин - автор, сильно тяготеющий к полумедитативным босса-новам светлого настроения. Уверенная ровность и постоянство заряда его песен близки Медведевой-композитору, которая сама движется в мягко синкопированном похожем пространстве, оставляя широкие окна под вокализ. И близки Медведевой-поэту, с её непредсказуемо скачущим настроением. В результате получается и шлифуется программа, вся состоящая из взаимопроникновения творчества этих двух авторов.
Не все так просто и хорошо в этой программе. Тихому голосу Шульгина хорошо соответствует его негромкая электрогитара с мягким звуком, Кате идёт живое звонкое железо, пусть и с подключкой. В дуэте всё это иногда складывается, иногда распадается, как - не предугадаешь. Медведева с удовольствием поёт сашины песни, тот же пишет замечательные вторые гитарные партии под её вещи. При этом характерной чертой почти любого их выступления является искреннее катино весёлое удивление после каждой исполненной песни.
Довольно забавно, что при всей своей голосовой малостыкуемости Кате нравится петь не просто дуэтом, но ещё и хором. В конце концерта она вытащила на сцену всех своих гостей, кто подменял её во втором отделении - Асю Анистратенко, Калину и Белого - и устроила хоровой экспромт на тему "Всё будет, как будет".

09.01.04
пятница
Концерт "Прощание с Перекрёстком".

14.01.04
среда
Сольный концерт Алексей Кудрявцева в "Золотом драконе".

Noizy сообщает:
Вчера я пережила три серьёзных потрясения.

Первое, это когда в зале появилась девушка с полиэтиленовым пакетом, из которого торчала обшарпанная гитара, и обратилась к нам со следующей речью: "Я (кто-то там) из подмосковного города Щелково, буду сегодня играть. Есть тут кто-нибудь, кто может настроить мне гитару?" Недоуменно пожав плечами, Леша предложил ей свою...
Девушка, выйдя на сцену, сказала: "Так. Я из Щелково. Я пишу свои песни под влиянием таких авторов, как Виктор Цой и Игорь Тальков". Зал напрягся... Не думаю, что упомянутые авторы были бы рады, узнав, ЧТО написано под влиянием их творчества.
Мне запомнилась фраза: "Ты позвОнишь мне завтра…" И ещё нам всем захотелось ответить ей на вопрос: "Кто я теперь?" Маталин сказал, что песня хорошая, жаль, что последняя. Так и получилось, девушка быстро закруглилась, и спрыгнула со сцены, таща за собой подключенную Лешкину гитару...

Потом появилась другая сильно нетрезвая девушка. Она подошла к сцене, и, отгородив Кудрявцева от зала, стала делать вид, что она танцует.… Затем она потребовала что-нибудь танцевального, и Лёша проникновенно исполнил "Ты меня на рассвете разбудишь…" Девушка два раза качнула бёдрами, сказала спасибо и освободила обзор.

И третье - это сам Лёша. Он опять "развязал".

Поздний листопад постучался в номер,
заглянул в окно, прошептал: "Встречай…"
Принеси стакан, чтобы я не помер,
Прогони беду, заглуши печаль

Меня встретил красными глазами вурдалака, требованием пива и новой песней.

Беспредел не в том, что по жизни весел,
да в унынии в полный рост не встать.
Во хмелю мой мир приоткрыт для песен,
а по трезвому и не написать.

Кто-то из журналистов, после гибели Крупнова сказал, что любой музыкант должен успеть написать песню о собственной смерти. Так вот у Кудрявцева она теперь есть.

Потаскуха-смерть доняла вопросом:
"Где беда твоя? Где судьба твоя?"
Не держи - впусти, пусть сломает косу,
косорукая да горбатая!

Что бояться? Мне не крутить с ней шашни.
Что зимой уснёт - оживёт в весне.
И пускай поют: "Умирать не страшно…"
Не страшней, чем всем, не больней, чем мне.

О нас позаботился, теперь нам будет над чем рыдать на его могиле.

Если спас Господь, поманил звездою,
душу грешную вывел из огня,
если жизнь моя хоть чего-то стоит,
вспоминай меня, вспоминай меня!

Будет новый день - заходите в гости.
Ни обид, ни зла не осталось, нет.
Вот такой расклад, всё банально просто:
над крестом - звезда, на могиле - снег.

Соколов, прослушав новую песню, сказал, что лучше вообще не иметь друзей, чем их хоронить.… По-моему, Лёша его не услышал. Он был пьян, весел, и не задумывался о подобных вещах. Зал был полон людей, готовых ему налить, вместе выпить, повеселиться.
Вообще мне, может быть потому, что я была за рулём, показалось, что весь вечер был посвящен алкогольной теме.
На сцене Лешин друг, Сергей Батрак, очень артистично исполнял алкогольно-никотиновые блюзы, из которых я запомнила одно:

Но и на смертном ложе
Ты будешь лучшим, брат -
Смерть она, парень, тоже,
Тоже - не твой формат...

( С.Батрак "Посвящение Алексею Кудрявцеву")

В тексте использованы строки из песни А. Кудрявцева "Принеси мне стакан".

20.01.04
вторник
Концерт Белого в "Орбите". Начиная со второго отделения, к нему присоединяется Городецкий.

Фотографии от matnat:
http://matnat.ronet.ru/photo/gallery.php?gal=22

21.01.04
среда
Концерт Королёвой и Белого в ДННТМе, в серии "лауреатов Второго канала".

25.01.04
воскресенье
Еврейский клуб на Фрунзенской. Концерт авторской и еврейской песни. Среди участников Татьяна Королева и Татьяна Пучко.

28.01.04
среда
В "Гнезде глухаря" - Олег Городецкий и Татьяна Пучко в увлекательной музыкально-литературной композиции "Боже, храни полярников" (с).

30.01-01.02.04
пятница - воскресенье
Фестиваль "Зимородок". От 32-го - Белый.

Bujhm сообщает:
Многословные заметки про "Зимородок" - 2004

По старинному горняцкому обычаю, спускаясь в свои глубокие шахты, горняки брали с собой в клетках разных мелких зверюшек или птах. Считалось, что животные эти, будучи чрезвычайно чувствительными к разного рода катастрофам, предсказывают обвалы или взрывы подземных газов. Может быть, и вправду, вдохнув чуть больше углекислоты, чем положено, зверюшка заваливалась набок, подавая сигнал людям торопиться к выходу. По крайней мере, польза от них была, как от индикаторов общей паршивости ситуации. За то им и спасибо.

Молодёжные фестивали, и особенно - "Зимородки" - в чём-то сильно напоминают этих славных зверюшек (прошу только, без обид :). Как минимум, в довольной точной индикации текущего состояния жанра - что там с ним: хиреет ли он, вырождается, загнивает на корню, или наоборот, цветёт, пахнет и мутирует на радость людям. Побывав на этом недавнем "Зимородке" 2004 года издания, я скорее буду утверждать второе. И это хорошо.

Повстречавшись в пятницу утром с Володей Тиуновым, я совершенно не ожидал от него, что он немедленно навесит на меня мастерскую, да ещё одиночную. В смысле - в одиночку вести мастерскую довольно муторно, восприятие быстро устаёт, и начинаешь пропускать какие-то важные моменты. А если рядом кто-то ведёт на пару, то, пока он высказывает свои замечания, можно успеть ещё раз прокрутить услышанное и отловить, что должно. Мне повезло - я встретился с Сергеем и Надей Приползиными - мастерами-ветеранами "Зимородков", - и попросился к ним в компанию, а они, как люди душевные и гостеприимные, отказывать не стали. Вот я и занял свой наблюдательный насест, откуда и обозревал с удовольствием будущую ситуацию в авторской песне на пяток лет вперёд.

Пожалуй, самая удобная для меня метафора, относящаяся к этому процессу - рыбная ловля. Пришёл старик к синему морю и закинул в данное море свой невод. В первый раз вышел невод с фуфлом и всякой шелупонью морскою. Во второй - с ценными промысловыми породами. Ну а в третий - с натуральною золотою рыбкою. Вот о них о всех и расскажу постепенно.

Что в пятницу, что в субботу - мастерская запомнилась мне большим количеством железнострунных гитар и поэтов. Причем, гитары были довольно поганые, а поэты очень даже хорошие. Я с большим удивлением отметил новый (для меня на фестивалях) поджанр актёрского монолога. Жаль, что рядом не было Олега Городецкого, который долгое время вёл в старом ЦАПе мастерскую актёрского исполнения, - его замечания были бы весьма ценны. Много было характерного ученического стиля - со старательным выстраиванием пальцев по грифу и не менее старательной артикуляцией окончаний слов - вплоть до полных казусов, но это и понятно - люди из гитарных школ так и учатся петь. Всё, что мы с Приползиными говорили, соискатели и окружающие слушали внимательно, ловили идеи с полуслова, было славное ощущение, что мы имеем какой-то смысл для них...

Из ценных промысловых пород:

1.
Андрей Колпаков, поэт из Москвы. Я с удовольствием отмечал его на недавнем саратовском фестивале - он пишет весьма неровно, но ярко и запоминаемо. Техника у него жутко хромает - что рифмы, что ритмика; жар-птица, которую он ухватывает за хвост, легко вырывается пока от него, но всё же успевает полыхнуть в глаза изумлённым зрителям. Из новых интересных стихотворений - "Мы с тобою сидим на дереве...", такой полумедитативный автозаговор.

2.
Павел Беляев из Нижнего. Пишет длинные и навороченные стихотворные коллажи, единственной возможностью исполнения которых как раз и является тот самый актёрский монолог. Что, собственно, автор прекрасно понимает и пытается делать. И ему не хватает совсем немного, чтобы окончательно превратить свои вещи в захватывающий спектакль - просто подойти к ним с театральной точки зрения. Например, постмодернистский коллаж "Человек-коктейль" славно бы смотрелся со сцены.

3.
Сёстры-близнецы из Нижнего - Маша и Настя Семёновы. И действительно, они настоящие близнецы, на первый взгляд неотличимые - в одинаковых свитерах, джинсах и кроссовках. Покуда они пели, я долго не мог сосредоточиться, занимаясь поиском "десяти различий", но потом как-то справился (у Маши на чёрном свитере оказались чёрные же кожаные полоски, а у Насти их не было :) Поют дуэтом песни собственного сочинения и весьма неплохо, хотя тексты местами странны: "...мне бы крылья, как будто птице..."

4.
Поэт Илья Смирнов из Калуги. Очень хорошая подача в актёрском стиле "усталого философа-баснописца". Мы с Приползиным крепко пободались с оргкомитетом, чтоб включить его в состав конкурсного концерта сверх положенной квоты. Старания даром не прошли - потом жюри даже не стало спорить о его лауреатстве. Хорошо у него цельносделанное стихотворение "Темно", хотя в других его вещах я за концовки не очень уверен.

5.
Бродячая поэтесса Женя Шестова. Сильное стихотворение "Город" и запоминаемая "рыдающая" манера исполнения. Текстов на бумаге у неё не оказалось, а на слух никаких багов выявить не удалось, с чем мы её поздравили и пожелали писать дальше - много и хорошо.

6.
Татьяна Землеруб из Самары. Пишет песни с чудесными стихами, но, к сожалению, совершенно никаким исполнением. Это обидно. Тем более, что Таня не первый год ездит на "Зимородки", постоянно пытается участвовать в конкурсных концертах с разным уровнем успеха. То ли там у них в Самаре такие гитарные школы, то ли ей самой почему-то не до них. Я бы хотел услышать ещё раз "А не полёт ли бабочки Вам приснился..." - с открытым дыханием и чёткой гитарой.

7.
Исполнительский дуэт из Электростали - Стас Восяков и Саша Гудзенко. Очень мощные гитаристы, делают дивные по красоте аранжировки и обработки. Но слушать их довольно тяжело из-за абсолютного дисбаланса имиджа в актёрском исполнении - Саша такой весь открытый, заводной, постоянно общается со зрителями в процессе песни, с напарником; Стас же, являясь ему почти полной противоположностью, - ни на кого не смотрит, поёт себе под нос и весь уходит в сложнонавороченный аккомпанимент. То есть, неподготовленный зритель, собственно, всю песню как бы ждёт, когда же Саша растормошит Стаса, и тот ему отзовётся. Того же не происходит, и песня куда-то себе улетает. В результате экспериментов всё же удалось найти более-менее приемлемое решение проблемы - заранее расписывать, где и в какой момент Стас будет поднимать голову и конкретно смотреть на зрителей и на Сашу. И песня Попова - Витакова "Хранитель мой" сильно от этого выиграла.

Откровенного ужаса - всяких там рыб-фугу и глубоководных удильщиков - на нашей мастерской не нашлось (чего я бы не сказал о конкурсном концерте), а вот одна золотая рыбка вполне себе нашлась. Наташа Быстрова из Москвы, ЦАП. Голосом и гитарой владеет уже на таком уровне, когда можно за ними просто не следить, а свободно экспериментировать в нюансах актёрской подачи. Исполняла сложнейшую песню Никитина из какого-то спектакля - "Баллада о Марии-Анне". Песня эта поётся от лица довольно непростого героя - пирата-забулдыги, добровольно сдавшегося властям ради того, чтоб только увидеть вблизи эту самую Марию-Анну. Вся же сложность ситуации для Наташи оказалась в том, чтобы суметь выстроить и удержать этот образ на протяжении всей песни, не превращаясь обратно в "испуганного октябрёнка" ((с) В.Палт). Пройдя с этой песней по мастерским "Зимородка" она устроила настоящий тихий фурор, а вот на следующий день в конкурсном концерте неожиданно сработал "эффект сцены" - из зала не видно мимики и глаз исполнителя, со сцены не видно тонкостей реакции зрителей, Наташа струхнула и попыталась усилить подачу песни. В результате свалилась голосом в режущий тембр, и песня была моментально провалена. После концерта на обсуждении результатов жюри было мрачно настроено по её поводу, но всё же было вынуждено прислушаться к разумным доводам - многие её слушали на мастерских - и согласилось, что это определённая величина, достойная приза "Надежда". Если кто увидит Наташу - передайте ей приглашение на сцену Белого слёта в апреле.

В процессе мастерской был собран небольшой табун из "кентавров" - несчастных сросшихся слов, вся вина которых состоит только в том, что они оказались не в нужном месте строки, дыхания и не под нужным ударением. Зрители мастерской бурно радовались каждой удачной охоте, а производители этих существ уныло их рассматривали. Сначала шествуют гордые химеры:

"вконцеулицы"
"брюхомрюмка"
"какубабочки"
"весимизлился"

А вслед за ними вприпрыжку мелкие и дурацкие:

"такза" и "быран"

Всем в обязательном порядке предложено хирургическое вмешательство в виде пауз и осмысления поёмого. С грустью сетую на отсутствие на этом "Зимородке" Александра Костромина - вот уж кто чуял этих тварей за пять минут до их появления, а кроме того мог сказать в десять раз больше вообщеполезных вещей, чем мы с Приползиными, вместе взятые. Но, видимо, Новосибирск оказался важнее... Зато с радостью отмечаю наличие на фестивале ДимПалыча Соколова - патриарха и историка авторской песни в нашей стране, который щедро делился со всеми интересующимися своим ценным взглядом на происходящее в жанре.

Мастерская наша длилась полтора дня, была весьма нетороплива местами и вдумчива. Далеко не всех удалось послушать-посмотреть, но на то случился в дальнейшем конкурсный концерт, куда меня в жюри и воткнули.

Сначала, что не понравилось на этом конкурсном концерте. Такого было мало, но запомнилось. В первую очередь, это некий молодой человек, пытавшийся исполнить "Рассказ ветерана" Визбора. Исполнял более, чем гадко - с одинаковой интонацией и дворовым чёсом. Я бы, например, тридцать два раза подумал, прежде чем бы согласился взять эту песню на исполнение - пришлось бы, наверное, неделю смотреть и читать только о войне и только о войне бы и думать. И уж чего бы я делать точно не стал - так это кричать строчку: "И я кричу: давай, Виталий Палыч!.." Впрочем, там таких моментов было много и вспоминать о них совершенно неинтересно.

Второй странно-неприятный момент: постоянно прорывавшаяся эстрадная манера пения даже в самых казалось бы старательных учениках гитарных школ. Подозреваю, что известная школьная долбёжка: "пропевай концы слов полностью" дала такой вот гипертрофированный результат - последние гласные (тем более ударные) честно тянутся голосом, раздуваясь и распухая; голос же на них от старательности и напряжения срывается на легкую модуляцию, давая как раз натуральный попсовый стиль.

Лирическое отступление.
Известный поэт Евгений Абрамович Бунимович был в своё время не только депутатом, но ещё и учителем алгебры и геометрии в школе номер 710. Кроме этого он из интереса вёл предмет "Этика и психология семейной жизни" и иногда брался за подготовку всяких культмассовых школьных мероприятий. А я тогда был мелок, нахален, получал по алгебре сплошные тройки, вовсю бренчал на гитаре и лез участвовать во всех вечерах патриотической песни. И вот однажды в процессе подготовки одного такого вечера в зале оказался Бунимович в качестве режиссёра, а на сцене - я, желающий обязательно поразить всех песней Окуджавы "До свидания, мальчики". И вот я её исполнил, громко и радостно, с переливами и обертонами "ма-альчики... па-астарайтесь..." Бунимович молча смотрел на меня из зала. Лицо его выражало какую-то глухую тоску. "Спой-ка, пожалуй, ещё раз", - как бы невзначай попросил он меня. Я спел. "Ещё", - потребовал Бунимович. И ещё раз, и ещё... На четвёртом исполнении я почувствовал, что начинаю выдыхаться. На седьмом я резко сбавил темп и заряд. На девятом (или десятом) я уже совершенно без всякого задора тоскливо тянул-выдыхал эту песню, стараясь сохранить только основную мелодию. "Вот теперь запомни, как ты поёшь, - воткнул в меня пальцем Бунимович, - И всю жизнь эту песню так и пой, без попсы своей!"
С тех пор я Окуджаву не очень часто пою :-) но смысл урока помню хорошо.
Лирическое отступление кончается.

К вышеописанной эстрадной манере я бы добавил ещё постоянно встречавшийся мне в концерте стиль "от-улыбки-станет-всем-светлей" (слышал, что некоторые называют его ещё стиль "хомчик") - когда в процессе исполнения песни надевается малоосмысленная улыбка в тридцать два зуба. Но это, пожалуй, характерно только для самых начинающих, а Галина Викторовна тут совершенно ни при чём.

Третий грустный момент - очень мне вдруг в процессе стало жалко ивановскую песню "Мартовский кот" - которую совершенно замордовали и вытерли многие поколения школьных "ансамблей авторской песни". Я, собственно, и само это образование - "ансамбли" - не очень понимаю, как явление в жанре, но это сугубо субъективно и на вкус и цвет. (Что же до этой песни, всё равно, лучше казанских "аэлиток" эту песню никто не пел :))

А теперь хорошие впечатления от концерта.

1.
Борис Кудряшов из Сарова, восьми лет. Исполнил мою "Баржу" на одном дыхании, совершенно по-своему переосмыслив, с переделкой текста - "Пап, что это за судно?.." и проч. Поразил меня в самую чакру, отчего я оказался совершенно необъективен и мало что могу сказать про него, кроме хорошего.

2.
Таня Лузгина из Богородска. Исполнила песню В.Третьякова "Тюбик". Ввергла меня в совершенно сюрреалистическое состояние - ей 12 лет, а она поёт и интонирует эту песню, как сорокалетняя тётка. В общем, давно я так не ржал. Впрочем, жюри единогласно поостереглось давать пока ей какое-нибудь лауреатство, ограничившись призом "Надежда", и это было правильно.

3.
Ольга Максимкина из Москвы. Исполнила деревягинскую "Божью цыганочку". Редкий и счастливый случай, когда исполнителю ИДЁТ песня, как идёт, например, платье или галстук к цвету глаз.

4.
Иван Коновал из Котласа. Исполнил песню "Вокзал" (стихи неизвестного автора, музыка В.Перова) и заставил меня забыть о жюри, о зале и о "Зимородке" вообще. Выдал мне полновесную порцию "мурашек" имени памяти Бориса Жукова (известный критик авторской песни однажды так и охарактеризовал свой главный критерий оценки: "хорошая песня - это когда у меня мурашки по спине бегут...") :-)) ничего личного

5.
Ансамбль из Москвы, почему-то самоназвавшийся "Самураи". Пели русскую народную песню, очень красиво разложив её на четыре мужских голоса. Я, правда, честно не понял, к чему это они, но сделано было профессионально. Забавная деталь: один из членов жюри на закрытом совещании сильно за них ратовал, напирая на то, что настоящий "чисто мужской" квартет - это редкость и ценность. Я с особенным удовольствием проследил за движением его челюсти позже, на финальном концерте лауреатов, когда радостные "Самураи" вызвали к награждению на сцену свой остальной состав - из четырёх девушек - и запели в своём обычном мощном и жизнеутверждающем режиме...

6.
Евгения Калина из Москвы. Спела свой "Мусоропровод" и получила без всяких споров лауреата. При этом в официальных бумагах и сводках "Зимородка" впервые было официально проведено название "32.08+" как некая натуральная организация.

7.
Дуэт Дривень - Лунина (имён, к сожалению, не успел записать). Исполнили егоровский "Монолог дочери", устроив дивный спектакль на две роли. Девушка была чрезвычайно колоритна, с бантиком на голове, визжала, рыдала, переигрывала, но всё равно было смешно.

8.
Настя Абрамова из Арзамаса. Очень я за неё порадовался - я её помню по нескольким прежним "Зимородкам", и как-то была она, по-моему, долго "гадким утёнком". Сейчас она спела ахматовского "Сероглазого короля" на свою музыку, и это было сильно и точно. И видно было, что она вышла уже на другой уровень и порядок по отношению ко всему "Зимородку". Жюри тоже это, видимо, почувствовало, потому что о произведении её в степень "мэтра" (такой особый традиционный знак внимания) никто и не стал спорить.

9.
Поэтесса Женя Тиновицкая из Москвы, ЦАП. Прочла короткое стихотворение "Я приду к поэту в гости..." Вещь оказалась ёмкая, цветная и удивительно приятная, будто подарили переливающийся стеклянный шарик из детства и положили прямо в руки. Вот на этом моменте я пожалел, что до "Зимородка" не добралась Даша Серебреникова из Волгограда - поэт такого же высокого уровня.

Из забавных моментов. Перед началом концерта, краем уха услышал, как какой-то коллектив разминается перед выступлением (ансамбль "Заволжский дворик", как оказалось). Громко пели что-то знакомое: "...кораблей скольженье, стрижей кружение, поездов движенье, мыслей брожение..." Я подошёл, дослушал до конца и спросил строго: "А кто автор этой песни, вы знаете?" - "Майстрюков?.." - робко спросили они...
Дорогой Серёжа Гринберг-Русский-Народ-У-Телефона, я надеюсь, они запомнят тебя надолго :-))

Такой вот "Зимородок" получился в этом году - яркий и интересный. О бытовухе я особенно писать ничего не буду, это не очень занимательно. Двухэтажные очереди в столовку меня не очень напрягали, хотя возможность курить только на улице довела меня до затяжной унылой простуды.

Ну вот, а теперь пора быстро спать, потому как вставать чёрте во сколько и бежать платить за интернет, который скоро отключат за неуплату.
Спасибо дочитавшим за внимание!


Взято отсюда:
http://www.livejournal.com/users/bujhm/13154.html
Иные мнения и отзывы - ссылки.
Форум "Зимородка" - http://ksppoisk.sarov.net/forum/viewforum.php?f=1.

<< к архивному списку >>





© ТА "32-е Августа", 2000
web@master